Игорь Ляшенко о семиотике, как базовой науке современного общества. Никакой знак нельзя воспринимать на веру - обязательно надо искать его смысл.
На минувшей неделе я получил ответ на вопрос, который волновал меня много лет. Не то, чтобы я о нем постоянно думал и спать из-за этого не мог, но все же...
Зачем в интернете перед доменным адресом ставят две косых черты? И вот человек, который это дело придумал, наконец, сознался. Как пишут информагентства, Тим Бернерс-Ли, несколько десятилетий назад создавший World Wide Web, признал, что эти черточки на самом деле не нужны. Он, мол, торопился и в спешке натыкал ненужных знаков. А затем уже пользователи восприняли это как должное и приняли на веру необходимость этого обозначения. Никто и вопросов не задавал.
Современный мир вообще держится на символах. Мы живем в мире знаков, верим в знаки и практически никогда не задумываемся о стоящем за ними реальном смысле. Иногда раздаются робкие вопросы, но уж очень удобно пользоваться знаками. Известный ученый-филолог Лотман на этой теме вывел целую теорию и стал всемирно знаменит. А семиотика (наука о знаках) в 20 веке вообще стала в один ряд с классическими логикой и психологией. Собственно, семиотика - это теоретическая основа таких процессов как программирование и брэндинг.
Современный человек уже привык не искать смысла за посылаемыми на знаковом уровне сигналами. Он верит в Кока-Колу, верит в Гуччи и Панасоник. Это естественно, и сами производители товаров, стоящих за этими знаками, поддерживают соответствие их реальных потребительских свойств посылу, который идет потребителю.
Но признание Тима Бернерса-Ли нас призывает задуматься, а есть ли смысл в существовании того или иного привычного знака, или это просто две ненужных черточки? Может отказаться от ненужного? Как, например, некоторые филологи уже давно советуют отказаться от такого знака препинания как «точка с запятой» (;). И правда, кто и когда последний раз использовал его при письме?
Стартует официальная предвыборная президентская кампания. Но уже несколько месяцев претенденты посылают обществу знаковую информацию о себе. При этом не задумываясь, что знак должен нести смысловую нагрузку, и восприятие знаковой информации тогда эффективно, когда существует четкая ассоциация между образным знаком и реальными свойствами, за ним стоящими. Пример Яценюка, который послал обществу ничем не подкрепленный знак, в этом отношении показателен.
Но все равно у политиков теплится надежда, что люди просто слепо уверуют в посылаемые ими знаки. Раз уж они поверили в необходимость двух косых черточек в интернет-адресах. Но фишка ведь в том, что для того, чтобы расставлять ненужные слэши где попало, надо для начала хотя бы свой интернет изобрести.